8 (926) 530-88-11 Обратный звонок
Корзина (0)
В корзине пусто!
Граффити, уличное искусство и активизм в книге Игоря Поносова "Искусство и город"

Граффити, уличное искусство и активизм в книге Игоря Поносова "Искусство и город"

60
14 Января, 2022

Чем отличаются такие понятия как стрит-арт, граффити, паблик-арт и уличное искусство? Какие  социальные события лежат в основе появления этих художественных направлений? Какие художники проявили себя наиболее ярко? В каких галереях представлены их работы?

На все эти вопросы отвечает книга художника, куратора, теоретика уличного искусства Игоря Поносова,  получившего в 2016 году Премию фонда имени Сергея Курёхина за лучший текст о современном искусстве. 


    Книга «Искусство и город: граффити, уличное искусство, активизм» написана в форме эссе, которое описывает ключевые моменты уличного искусства, историю его зарождения, социальные основы и художественные приемы. Начинается она с предисловия, где автор пишет о своих художественных практиках, о собственном интересе к стрит-арту и граффити, поэтому все повествование, несмотря на то, что это все же исследование, ведется от первого лица. То есть перед нами история уличного искусства как авторский курс. Кстати, лекционный курс на самом деле существует, Игорь Поносов ведет его в сотрудничестве с Институтом исследования и развития стрит-арта. Так что пронизанная личным отношением автора к описываемой теме, книга, благодаря четко выстроенной структуре, является доступным и подробным пособием для тех, кто хочет узнать о тонкостях уличного искусства и понять его художественную ценность.

        Книга состоит из трех глав: 
- История уличного искусства; 
- Уличное искусство как феномен; 
- Уличное искусство в России.


        Описывая историю появления нового искусства в 60-е годы, возникшего на волне молодежного протестного движения во всем мире Игорь Поносов подробно останавливается на наиболее ярких явлениях субкультуры граффити, это граффити Парижа и Нью-Йорка.   Говоря о Париже, он пишет о граффити фотографиях Брассая, Психогеографии Ги Дебора и протестных граффити во время майских событий 1968 года. Нью-Йоркские граффити 70-х тесно связанные с хип-хопом также имели социальную основу, основными причинами были расизм, коррупция и преследование сексуальных меньшинств. Именно тогда появилось направление Subway Art (рисование на вагонах метро) и тэггинг быстрое, каллиграфичное написание никнейма.        

        Другие формы, например, монументального искусства, граффити пробрело в Латинской Америке. Мексиканский мурализм Сикейроса и Риверы 20-х оказался созвучным с русским авангардом, активизм чилийских бригадистов 60-х повлиял на победу Сальвадора Альенде, а искусство Пишасао в те же годы стало заметным элементом протестного движения в Бразилии.


        Вторая глава посвящена техникам и направлениям в стрит-арте, формам бытования уличного искусства, его месту в современной культуре. Начиная с вопроса терминологии, автор открывает читателю историю появления основных понятий культуры граффити и не только раскладывает по полочкам все нюансы и отличия, но и знакомит со звездами стрит-арт сцены.

         Такое понятие как Subway Art тесно связано с творчеством фотографа Генри Челфанта. В 1983 году вышел его фильм о культуре хип-хопа «Войны стилей», который вызвал шквал возмущения в мэрии Нью-Йорка, по большей части из-за бэкграунда, посвященного граффити, спутника хип-хоп культуры.   Годом позже появилась книга «Subway Art» в соавторстве с известным граффити фотографом Мартой Купер. Чуть позже в 1987 друг Челфанта фотограф Джеймс Пригофф пригласил его к новому проекту - фиксировать граффити как форму паблик-арта. Вместе они выпустили книгу, название которой дало определение такому направлению как «Spraycam Art».    

        Направление Stencil Art, т.е. граффити, нанесенное при помощи трафарета, прежде всего связывают с именами Бэнкси и Шепарда Фейри, а термин Postgraffiti, как галерейная репрезентация уличного искусства, введенный в обиход арт-институциями, используют применительно к творчеству Жана-Мишеля Баскиа и Кита Харинга. И если о западной поп-культуре и стрит-арте книги на русском языке можно найти практически в любом магазине, то о русском уличном искусстве -пустая ниша, и поэтому третья глава о русском уличном искусстве - одна из немногих публикаций на эту тему.


        Рассказ об искусстве, которое пошло в народ, начинается с футуристов и конструктивистов. Ярким примером стрит-арта на русской почве может служить знаменитый Дом Моссельпрома. Далее, вскользь затрагивая тему советской мозаики, автор переходит к периоду хрущевской оттепели и появлению акционизма. Что касается граффити-субкультуры, то она проникла в СССР в эпоху Перестройки вместе с модой на брейк-данс. "Первые советские танцоры стали проводниками в культуру хип-хопа. Они перенимают не только танцевальные приемы, но и варианты декорирования стен для своих выступлений", - пишет Игорь Поносов.    

            Последняя глава об уличном искусстве в современной России - это попытка критического анализа арт-практик, ставших, как и уличные протесты 2011 года, во многом реакцией на действия властей. Здесь же отражен и процесс институционализации стрит-арта и уличного искусства в нашей стране.

        Ценность и важность книги Игоря Поносова заключается не только в том, что он передает широкую картину событий, помимо этого в книге упоминаются имена художников и музыкантов, названия выставок и художественных проектов, публикуются уникальные архивные фотографии, защищенные авторским правом. Личный взгляд автора, вместе со ссылками на ресурсы и первоисточники дают богатейший материал для новых исследований уличного искусства. А для всех, кто увлечен арт-практикой и современным искусством, книга станет не только полезным материалом, но и увлекательным чтением.

Борис Одинцов


60
14 Января, 2022