8 (926) 530-88-11 Обратный звонок
Корзина (0)
В корзине пусто!
Книги о коврах, ковроткачестве и дизайне ковров. От средневековья до современности, от наивного искусства до модернизма

Книги о коврах, ковроткачестве и дизайне ковров. От средневековья до современности, от наивного искусства до модернизма

720
19 Августа, 2020
Дизайн современного дома невозможно представить без такого элемента как ковер, если это конечно не скандинавский минимализм или русский экономизм. Ковер зачастую – это цветовая и стилевая доминанта жилого пространства. Мы подобрали несколько книг из тех, что можно купить в Москве в книжных магазинах или заказать через интернет.

 

Moroccan Carpets and Modern Art (Марокканские ковры и современное искусство)

Издательство «Arnoldsche Art Publishers», 2014 год, ISBN 9783897904224

Уникальная и самая значительная коллекция домотканых ковров берберов. Примитивистский абстракционизм народов северной Африки всегда привлекал внимание художников-авангардистов. Свободное использование цвета и формы, пересечений абстрактных знаков с основными элементами графики: точкой, линией и пространством, плюс к тому еще и этнические детали, связанные с доисламскими верованиями соединяясь, превращаются в совершенно неподражаемый орнамент, в узнаваемый стиль, который иногда называют «марокканским». 


Walking on Art. Explorations in Carpet Design (Ступая по шедеврам. Современный дизайн ковров)

Издательство «Thames&Hudson», 2015 год, ISBN 9780500518052

Книга рассматривает практическую сторону дизайна ковров и рассчитана в первую очередь на художников, дизайнеров и приозводителей. В своем предисловии профессор сэр Кристофер Фрейлинг, крупный специалист в области истории дизайна и искусства, рассматривает работы Дейдры Дайсон, известного дизайнера, галериста и благотворителя, в контексте дискуссии о том, где проходит грань между искусством и дизайном. Этот тезис дополняет сама автор коллекции, рассказывая о своем опыте создания изысканных самотканых картин из тибетской шерсти и китайского шелка, которые топчут ноги шейхов, миллиардеров или звезд эстрады и кино. В главе «Методы» представлены традиционные технологии ручного ткачества, глава «Процесс» исследует таинство воплощения первых эскизов в произведение искусства и, наконец, глава «Коллекция» знакомит с плодами вдохновения Дейры Дайсон, с цветом и формой, с бабочками и морскими раковинами, с образами природы, воплощенными в текстиле. 


Turkmen Carpets. The Neville Kingston Collection (Туркменские ковры из коллекции Невилла Кингстона)


Издательство «HALI Magazine», 2016 год, ISBN 9783897904453

Выдающееся по подбору экспонатов собрание из крупнейших и ранее не известных широкой публике западноевропейских коллекций послужило великолепным фоном для представления широкой аудитории феномена туркменского ковра в контексте евразийской текстильной традиции. Благодаря скрупулезному знанию феномена, тончайшему анализу полученных результатов и их включению в археологический и этнографический контекст, автор книги Елена Царева смогла развернуть перед читателями полную драматических событий, часто неожиданную, но всегда захватывающую историю возникновения и развития сложнейшей ковродельческой традиции населения западной части Центральной Азии. Пять глав работы рассказывают о фундаментальном вкладе каждой эпохи, начиная с неолита, в формирование художественных и структурных компонентов туркменского ковра. Данный подход позволил рассматривать ворсовые ткани как многотысячелетнюю тканую летопись и мощный исторический источник, представляющий читателю историю постижения человеком окружающего мира, отображения полученных знаний в космогонических, растительных, антропоморфных и зооморфных образах и создания ткацких структур для их воплощения.

В разработке темы автор тщательно учитывает данные предшествовавших, иногда незаслуженно забытых исследователей, однако основывается главным образом на собственных результатах изучения вещевых коллекций, поиска исторических данных и экспедиционных исследованиях.

Книга прекрасно иллюстрирована изображениями ковров и их деталей; кадрами экспедиционной съемки автора разных лет и 5 картами. Представленные в книге структурные описания следуют разработанной автором и сегодня принятой как модель схеме фиксации параметров ворсовых и гладкотканых ковров.

Елена Царева, ведущий сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера)


Carpets of the Art Deco Era (Ковры в стиле Ар-деко)

Издательство «Thames&Hudson», 2015 год, ISBN 9780500517956

Революции в искусстве и дизайне начала XX века породили новые формы, которые затронули и искусство ковроткачества. в это время Европу и Америку захлестнула волна влияния ар-деко, позже устипив место модернистским абстракциям Баухауса, кубизму и коллажу. В последующие годы дизайн ковров под влиянием творчества Пикассо, Пуаре, Грея, Делоне, Матисса и Клее  превратился в витрину авангарда. Книга Сьюзан Дэй, искусствовед, крупный специалист по ковроткачеству, журнала «Hali Magazine» помимо богатого иллюстративного материала, раскрывает перед нами панораму художественного движения эпохи.

 

The Carpets of Afghanistan (Ковры Афганистана)

Издательство «ACC Art Books», 2019 год, ISBN 9781851497904

Эта книга без сомнения, одна из самых подробных монографий о коврах Афганистана. Писатель Ричард Парсонс долгое время жил в этой стране, даже в годы советского присутствия, закупал ковры для британской торговой компании «Oriental Carpet Wholesalers». Будучи не только специалистом по коврам, но и заядлым путешественником, Парсонс в своей книге потчует читателя богатым разносолом из ковров, половиков, ворсовох ковриков пудра, настенных вышитых сюзане с  сопутствующими комментариями о происхождении, символике и технологиях производства.  Автор разделяет свое уважение и восхищение народом Афганистана, которому, несмотря на политические передряги, принудительное переселение, суровый климат и зачастую примитивные кочевые условия, удается создавать изысканные произведения искусства, отражающие многовековую историю.  Афганские ковры и коврики, которые сразу привлекают внимание своей национальной расцветкой,  смелому дизайну, открывают перед коллекционером огромный ряд возможностей по декору как жилых, так и общественных интерьеров.

 

Early Carpets and Tapestries on the Eastern Silk Road (Ковры и гобелены шелкового пути)

Издательство «ACC Art Books», 2016 год, ISBN 978-1851498109

Автор книги Глория Гоник историк искусства из Музея Фаулера Калифорнийского университета, была куратором фестиваля Мицури и долго изучала декоративное искусство Японии. в этой работе она рассказывает захватывающую историю о коллекции ковров и гобеленов, созданную в странах Шелкового пути более пятисот лет назад. Ковры и гобелены с захватывающим, но загадочным рисунком хранились в закрытых сокровищницах бывшей японской столицы с XIV по XV век. Их вывозят только один день в году для шествия синто-буддийского фестиваля и снова возвращают в хранилища. Помимо редких иллюстраций, в издании раскрывается версия об их скрытом происхождении из Китая, о париях, которые их ткали, о значении малоизвестных мотивов и о причинах секретности, которой окутана эта коллекция по сей день.

 

Qarajeh to Quba:Rugs and Flatweaves from East Azarbayjan and the Transcaucasus (От Губы до Караджи: Ковры и половики от Закавказья до Западного Ирана)


Издательство «HALI Magazine», 2016 год, ISBN 9781898113614

Эта книга сама по себе шедевр. Великолепный альбом с переплетом из гобеленовой ткани и золоченым тиснением оформил знаменитый дизайнер Михаил Аникст. Снимки сделал уникальный фотограф Дон Таттл, который готовит каталоги предметов искусства для многих музеев и галерей. Написал книгу признанный во всем мире авторитет в области ковроткачества известный коллекционер Рауль Чебулл (Raoul E. Tschebull).

В этой книге представлены ворсовые ковры XIX века из Закавказья и Иранского Азербайджана. Это самые сложные в изготовлении ковры узелкового плетения и потому самые дорогие. Значительная часть коллекции, высочайшего графического и художественного качества, приобреталось не для перепродажи, поэтому ранее не выставлялась и не публиковалась. Увлечение коврами и страсть к коллекционированию в жизни Чебулла возникли во многом под влиянием величайшего американского коллекционера Джозефа Винсента Макмиллана, которого автор книги по праву считает своим учителем.

 

Изобразительные ковры и каламкары мусульманского Востока

Государственный Музей Востока, 2006 год

Книга знакомит с одним из интереснейших явлений в искусстве мусульманского Востока - изобразительными коврами и каламкарами 17-20 вв. из собрания Музея Востока. Поскольку в декоративном искусстве мусульманских стран преобладают произведения орнаментального характера с геометрическими или растительными узорами, ковры с изобразительными мотивами не так знакомы широкому зрителю и менее изучены. Между тем, этот тип ковров имеет такую же древнюю историю, как и орнаментальные изделия.

 

Эхо советского Азербайджана. Ковер. Вышивка. Плакат

Государственный Музей Востока, 2020 год

В каталоге выставки, которая прошла в этом году в Музее Востока, представлены ковры и вышивки 1920–1970-х годов с изобразительными мотивами советского периода из собрания Азербайджанского музея ковра и Государственного музея Востока.

Все экспонируемые произведения в свое время служили действенными инструментами политической пропаганды. Сейчас они воспринимаются отстраненно, и идеологическая окраска трактуется, как прецедент, воплотившийся в древних ремеслах – ковроткачестве и вышивке. Несомненно, на сюжеты, связанные с революционными событиями и входившими тогда в жизнь советскими реалиями, сильное воздействие оказал политический плакат.

Можно говорить также о разнообразных влияниях от восточной миниатюры, традиционных намазлыков, каджарского искусства до изобразительного искусства, получившего мощное развитие в Азербайджане в XX веке, а также книжной графики и театральных афиш. Агитационные образы создавались на основе вековых традиций классических азербайджанских ковров и вышивок с их характерными орнаментами и колоритом. Мастера-ковроткачи не боялись экспериментировать, используя новые для них образы и формы выражения, создавая красивые, монументальные экземпляры.