Девять книг об Альберто Джакометти
1 Мая, 2020
В прошлом году в Москве показали коллекцию из Фонда Louis Vuitton. Выставка проходила летом и осенью в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Один из залов был посвящен творчеству Альберто Джакометти.
Эссе Жана Жене об Альберто Джакометти, которые близко дружили и общались, представляет собой поток впечатлений-воспоминаний Жене о встречах в парижской мастерской швейцарского художника и скульптора, его спонтанный анализ отдельных работ — и одновременно попытку уловить и обобщить то главное и важное, что делает Джакометти одним из наиболее самобытных авторов эпохи модернизма и величайших скульпторов в истории жанра.
Рассуждая о рисунках и, особенно, скульптурах Джакометти, Жене выделяет способность их автора избавлять изображаемое от всего, что видимо, представляя предметы и даже людей в максимально «усеченном» виде: «Когда ему удается выбрать предмет или существо и избавить его от привычной видимости, образ, который он предоставляет нам, — замечателен».
Книга вышла в рамках совместной издательской программы Музея современного искусства "Гараж" и издательства Ad Marginem.
Иллюстрированный альбом к выставке в Музее фонда Бейелер был издан берлинским издательством Hatje Cantz.
Как пишет The Art Newspaper, никогда ранее никто не проводил сравнительной выставки двух художников. А между тем параллели в их творчестве бросаются в глаза. Оба считали себя «реалистами», работая главным образом с человеческой фигурой, замкнутой в пространстве структуры, двухмерной у Бэкона, трехмерной у Джакометти. Оба интересовались передачей движения в живописи и скульптуре, не говоря уже об их пристальном интересе к теме, к которой они возвращались постоянно, — любви и насилии.
В то же время их соседство выявляет и бросающиеся в глаза контрасты. Джакометти одержим серым цветом, Бэкон — эмоционально заряженной цветовой палитрой. Бэкон смывает лицо своей модели, тем самым перенося всю экспрессию на тело, Джакометти сводит физическое присутствие позирующего почти на нет.
Бэкон и Джакометти впервые встретились в начале 1960-х и подружились на долгие годы. Их свела британская художница Изабель Росторн, которая какое-то время была любовницей Джакометти и позировала обоим. Бэкон использовал ее как модель в живописи, Джакометти — в скульптуре.
В прошлом году Hatje Cantz выпустило альбом рисунков из писем к отцу и брату, которые тоже были художниками, к друзьям-художникам Пабло Пикассо, Фрэнсису Грюберу, Бальтюсу и Пьеру Таль-Коату, к японскому философу Исаку Янаихара.
Также к выставкам в Музее Фонда Бейлера в издательстве Hatje Cantz выходили книги в 2009 году
Парижское издательство Flammarion тоже сравнивает двух гениев кубизма и авангарда.
Пабло Пикассо и Альберто Джакометти, каждый по-своему, взрывали существующие художественные кодексы и раздвигали барьеры устоявшихся эстетических канонов в искусстве. Книга повествует о дружбе художников, открывает малоизвестные детали художественной дискуссии между ними, основанные на ранее неопубликованных документах. Автор работы не обходит стороной и некоторые романтические истории , связанные с Джакометти и Пикассо, с их общими друзьями Кристианом Бераром, Андре Бретоном, Жаном Кокто, Ман Реем - творческой богемой Парижа.
Вторая книга издательства, пожалуй, самая подробная биография художника, написанная человеком для которого Джакометти – это профессия. Катрин Гарнье возглавляет Фонд Джакометти.
Опубликованный по случаю первой крупной выставки Джакометти в США в Музее Гугенхайма в Нью-Йорке, этот альбом включает почти 200 скульптур, картин и рисунков.
А британская галерея Тейт Модерн в серии книг для детей о современном искусстве выпустило иллюстрированную развивающую книжку об Альберто Джакометти.
1 Мая, 2020
Рекомендуем